Сведения об образовательной организации

iniciativa

finanse

Сейчас 267 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

На сайте зарегистрированно 1,662 пользователей

13 марта 2020 года в МАОУ «Донская реальная гимназия №62» прошел методический семинар «Смысловое чтение как метапредметный результат образования». В семинаре приняли участие учителя начальных классов, русского языка и литературы, биологии, истории, английского языка, методисты, заместители директора общеобразовательных учреждений города Ростова-на-Дону. Семинар прошел согласно плану работы Муниципального методического ресурсного центра, статус которого имеет гимназия. В работе семинара приняли активное участие Иванова Н.Б., директор Центра модернизации общего образования РИПК и ППРО, и Печкурова О.В., методист Центра.

Семинар «Смысловое чтение как метапредметный результат образования» был проведен с целью обмена опытом работы педагогического коллектива МАОУ «Донская реальная гимназия №62» в формировании метапредметных и личностных результатов гимназистов в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и основного общего образования, а также обобщения управленческого и педагогического опыта достижения планируемых метапредметных результатов посредством технологий смыслового чтения. В ходе работы семинара решались задачи:
обсуждался опыт по формированию смыслового чтения в урочной и внеурочной деятельности гимназии; выявлены инновационные ресурсы, способствующие развитию самостоятельной аналитической и оценочной работы с информацией любой сложности; актуализированы проблемы формирования критического мышления, обеспечивающего высокий уровень исследовательской культуры обучающихся; сформулированы метапредметные результаты как целевые установки для смыслового чтения; сфокусировано внимание педагогического сообщества и управленческого корпуса на проблемах повышения качества образования посредством технологий смыслового чтения; повышение профессиональных компетенции учителя в контексте реализации технологий и приемов смыслового чтения при изучении всех предметов.
О формировании новых подходов к обучению смысловому чтению и об обеспечении преемственности в формировании метапредметных результатов на уровнях начального общего образования и основного общего образования в МАОУ «Донская реальная гимназия №62» рассказала Мякинченко Л.П., заместитель директора. Она подчеркнула роль результатов мониторинга (входной диагностики, полимониторинга, ВПР) в повышении уровня овладения обучающимися метапредметных умений, в том числе и овладения навыками смыслового чтения.
Иванова Н.Б., директор Центра модернизации общего образования РИПК и ППРО, подчеркнула, что Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования, предъявляя требования к метапредметных результатам освоения основной образовательной программы, в качестве обязательного компонента выделяет «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами». Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Смысловое чтение отличается от любого другого чтения (например, «ознакомительное» или «поиск информации») тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента, т. е. осуществляется процесс интерпретации, наделения смыслом.
Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.
Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части есть в структуре всех универсальных учебных действий:
Основные образовательные технологии, направленные на формирование навыков смыслового чтения – это технология развития критического мышления через чтение и письмо и технология продуктивного чтения.
Развитие критического мышления через чтение и письмо – «надпредметная» технология, которая решает задачи активизации познавательной деятельности обучающегося; развития культуры письма – формирования навыков написания текстов различных жанров; информационной грамотности – развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности; социальной компетентности – формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.
Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обуславливающий высокий уровень исследовательской культуры обучающихся и педагога, а также «мышление оценочное, рефлексивное», для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логическое мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах.
Данная технология является системой стратегий и методических приёмов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов, как:
1. Умение работать с уваливающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний,
2. Умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно, конкретно в отношении к окружающим,
3. Умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений,
4. Умение решать проблемы, способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность)
5. Умение сотрудничать и работать в группе, способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
Особенности технологии:
1. Школьники поставлены в ситуацию самостоятельной работы с информацией, представленной в виде текста, которую необходимо воспринять, ранжировать по новизне и значимости, творчески интерпретировать, сделать прогнозы, выводы и обобщения. Она даёт учащимся инструмент. Научает их способам самостоятельной работы с новой информацией.
2. Каждый учащийся на каждом этапе урока включен в три вида деятельности (думаю – пишу – проговариваю) и поочередно – в две формы работы: индивидуальную (думаю, пишу) и парную или групповую (проговариваю). Она учит работать в команде.
Технология продуктивного чтения направлена на формулирование собственной позиции, умения адекватно понимать собеседника (коммуникативные УУД), умения извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию (познавательные УУД), умение работать по плану, алгоритму (регулятивные УУД), формулировать оценочные суждения (личностные УУД).
Целью учебного занятия является обучение пониманию текстовой информации, выраженной в явном и неявном – текст и подтекст. В этой технологии выделяется три этапа работы с текстом:
1 – «До» чтения (просмотровое чтение) – это мотивационный этап, целью которого является прогнозирование содержания по названию, по иллюстрациям, предвосхищение чтения.
2 – «Во время» чтения (изучающее чтение) – это этап диалога учащегося с автором текста, в процессе чтения текста учащийся делает остановки и задает свои вопросы, прогнозирует предполагаемые ответы, проверяет свои ответы, тем самым вычитывает подтекст, интерпретирую точку зрения автора.
3 – «После» чтения (рефлексивное чтение) – это заключительный этап занятия, на котором учащийся формулирует главную мысль, при необходимости корректирует свои интерпретации авторской позиции.
В рамках семинара были проведены открытые уроки и мастер- классы:
1.Учитель начальной школы Балаян Э.А. провела урок во 2 классе по теме «Использование приемов смыслового чтения на уроках математики при решении задач ». Учитель на уроке использовал различные приемы способствующие осмыслению содержания текста, анализу извлеченной информации, формулированию выводов на уроках математики»;
2.Учитель русского языка и литературы Архипова Н.А. провела урок в 5 классе по теме «Мир глазами ребенка в рассказе Платонова А.П. «Никита». Учитель на уроке показал механизм развития образного мышления школьников через активную работу с текстом.
3. Учителя Стеблина И.Б. (английский язык) и Горячева И.В. (история) провели интегрированный урок в 10 классе по теме «Открытие второго фронта. Тегеран -43». Цель урока: Формирование гражданского патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну через развитие познавательного интереса и речевых навыков смыслового чтения.
4.Учителя Волкова О.В., Карнаухова И.В. провели мастер-класс для учителей по проблеме «Педагогические приемы смыслового чтения, способствующие формированию универсальных учебных действий».
Актуальность поставленной проблемы связана с тем, что Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами». Мастер- класс носил информационно-деятельностный характер. В ходе работы участники семинара были ознакомлены с технологией смыслового чтения.
Большой интерес у коллег вызвала практическая деятельность, направленная на освоение стратегий и приёмов работы с текстом рассказа Юрия Яковлева «Игра в красавицу». Участники семинара были разделены на группы и, выполняя учебные задачи, знакомились с алгоритмами работы. Опробовав предложенные способы деятельности, участники семинара пришли к выводу, что «Кластер» способствует формированию нового стиля мышления, для которого характерны гибкость, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности, а словесное рисование направлено на развитие способности к конкретизации словесных образов (воображения), «Дерево предсказаний» развивает такое важнейшее читательское умение, как антиципация, то есть умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.
Коллеги признали, что использование таких приёмов чтения, как «Чтение с остановками», «Чтение вслух», «Дневник двойных записей», эффективны на этапе чтения текста, так как помогают осмыслить содержание рассказа. Более глубокому освоению произведения Ю. Яковлева способствовал метод шести шляп, цель которого - научить детей лучше понимать особенности своего мышления, контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его с поставленными задачами с целью более эффективного использования процесса мышления при решении проблем. Подводили итог работы с помощью приёма «Фишбоун», развивающего умения учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы
На этапе рефлексии учителя составляли интеллект-карту которая развивает творческие и аналитические способности учащихся, обеспечивает приобретение навыка самостоятельной организации познавательного процесса.
Участники мастер-классов отметили актуальность представленного опыта учителей гимназии, а также доступность и практическую направленность изложенного материала. В завершение семинара проведено экспресс-анкетирование участников мастер-классов, результаты которых свидетельствуют о положительном отклике педагогов города, их заинтересованности в обсуждаемой теме и желании в дальнейшем посещать методические мероприятия, организуемые в рамках деятельности гимназии как ресурсного методического центра по реализации ФГОС.

 

Мякинченко Л.П. зам.директора
МАОУ «Донская реальная гимназия №62»

 

seminar01seminar02

seminar04

Войти Регистрация

Войти в аккаунт

Логин *
Пароль *

Создать аккаунт

Обязательные поля помечены звездочкой (*).
Имя *
Логин *
Пароль *
Подтверждение пароля *
Email *
Подтверждение email *

med

pushkin-card

 my

family line

ss10

ss12

ss11

ss02

ss03

ss04

ss05

ss06

ss07

ss08

footer

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?