rosnano
- Информация о материале
- Просмотров: 0
Реализация нанотехнологий в Донской реальной гимназии
Сегодня к лидирующим, инновационным областям развития цивилизации относится наноиндустрия, предсказанная в середине XX века и аккумулирующая в развитых странах всё большие интеллектуальные и материальные усилия. О нанотехнологиях пишут на всех языках мира – всерьёз и популярно, пишут даже об их очаровании и об их привлекательности для общества. Начало нового наногода ознаменовалось проведением популярных лекций, которые провел к.х.н. Клецкий М.Е., доцент химфака ЮФУ.
В 9- 11-х классах Донской реальной гимназии мы организовали не просто практикума по нанотехнологиям, а курс творческих проектов, которыми любой школьник может заняться с увлечением не только на школьных уроках, но и продолжить их в домашних условиях.
В основе курса простая идея: при помощи экспериментов и предваряющих их лекций и семинаров дать обучающемуся представление о том, как получают и как исследуют нанооб ъекты и какие замечательные свойства они проявляют. Другими словами , вначале необходимо в соответствии с курсом выполнить эксперименты , позволяющие разобраться «на пальцах» в базовых идеях нанотехнологий, и только потом браться за серьёзные научные исследования в вузе. Тематику проектных работ по нанотехнологиям для школьников подсказали курсы лекций, который читают в Южном федеральном университете на естественнонаучных факультетах, а также в локации Академия, Школа на ладони.
Примерно так же поступила замечательный педагог Дж. Ванклив в книге «Эксперименты по астрономии» . Автор предложила 101 простой эксперимент, позволяющий каждому освоить основные понятия мира противоположных нашей книге масштабов – гигантских расстояний, временных интервалов и масс, и тоже в домашней или школьной лаборатории. Часто в проектах мы предлагаем несколько вариантов исполнения, чтобы каждый старшеклассник мог выбрать наиболее интересный и доступный. Конечно, увидеть в специальном микроскопе нанообъекты в школе остаётся для большинства мечтой, а вот посмотреть в статике или даже подвигать на экране компьютера – это вполне осуществимо. Именно поэтому лучшие учащиеся (команда из 2 -х 10-классников и 2-х 11-классников) подготовили электронный сборник, где представлены захватывающие воображение нанообъекты.
Реализуемый курс по нанотехнологиям полезен как для ребят с научно-технической специализацией, так и для тех, кто видит себя работающим в гуманитарном знании. Следуя самой логике развития нанотехнологи й, проекты по традиционному принципу (для будущих химиков, физиков, биологов и т.д.) не разделяются. В пределах каждой будущей научной специализации школьник может найти в проектах для себя полезное.
Будущие гуманитарии, которым интересно прикоснуться к таинственной области знаний, смогут найти немало доступных экспериментов для «нанонауки на кухне». Те школьники, которые увлекаются или собираются в будущем профессионально занимаются искусством, смогут почерпнуть идеи для очень популярного Art&Science, потому что большинство нанообъектов по-настоящему высокохудожественны . Более того, им, безусловно, интересны нанотехнологии в связи с музейными технологиями: реставрацией и реконструкцией древних практик. Лучшими школьниками уже были выполнены такого рода проекты и успешно представлены на разных городских и областных конкурсах. К ним относятся работы по восстановлению патины и реконструкция аттического лака при помощи магнитной жидкости.
На обложке книги «Эксперименты по астрономии» помещены слова, точно передающие главную мысль Ванклив: «Захватывающие проекты и мероприятия для школы и просто в удовольствие». Именно в таком же ключе организован курс по нанотехнологиям в Донской реальной гимназии.
Что будет определять развитие цивилизации в XXI веке, и каким должно быть образование, чтобы обеспечить людей необходимыми знаниями? Совершенно очевидно, что сегодня к лидирующим, инновационным областям развития относится нано-индустрия, предсказанная в середине прошлого века и аккумулирующая в развитых странах всё большие интеллектуальные и материальные усилия. О нанотехнологиях пишут на всех языках мира — и всерьёз, и популярно.
Потому понятно желание многих рассказать об этой области знаний, объединяющей физику, химию, биологию и другие науки, как можно раньше. Существуют школьные программы за рубежом и в России, затрагивающие достижения нанонауки, и, как правило, это лекции, кот орые читаются старшеклассникам.
По этой же причине для школьников старших (9 -11-х) классов Донской реальной гимназии предлагается новый онлайн курс, позволяющий освоить целый ряд творческих естественнонаучных проектов.
Этот курс также поддержан Специализированным учебным научным центром Южного федерального округа (СУНЦ ЮФО), Южным федеральным университетом и Благотворительным фондом Владимира Потанина.
В предлагаемом курсе «провоцирующими на размышления и творчество» являются краткие научно-популярные рассказы-объяснения (порядка 10-15 минут продолжительностью) из различных областей науки и изобретательства. С ними каждый школьник знакомится на ютюб -канале https://www.youtube.com/channel/UCLKmkq-mT4E3vmM97fhBtow. Помимо этого, проходят и развернутые полномасштабные объяснения в онлайн - формате. Следует отметить, что в цифровом формате вся подготовительная (теоретическая) часть проектной активности высокоэффективна. Первое же полномасштабное, детальное занятие со школьниками, так и называется – ZOOM.
В то же время, одна из важнейших задач курса - дать при помощи экспериментов чёткое представление о том, как получают и как исследуют нано- и другой (микро -, макро- и т.д.) размерности объекты, и какие удивительные, неожиданные свойства они проявляют. Другими словами, научить разбираться «на пальцах» (причем, в буквальном смысле слова, - с использованием наноэдьюкатора ДРГ, ЯМР-спектрометров ЮФУ и других современных приборов,- в базовых идеях современной науки. Для этого также предусмотрены очные практические занятия в лабораториях химического факультета ЮФУ с последующими докладами наиболее важных, интересных результатов на практических конференциях любого уровня – от регионального (ДАН ЮИ им. Ю.А.Жданова) до всероссийского.
В рамках проекта в МАОУ «Донская реальная гимназия №62» реализованы следующие мероприятия:
С 16 по 22 марта 2020 года в школах Российской Федерации в рамках Девятой Всероссийской Недели высоких технологий и 1. Открытие Недели высоких технологий и технопредпринимательства проведены:
Экскурсия в музей Космонавтики.
Встреча с доктором физико-математических наук, доцентом физического факультета ЮФУ Рудской А.Г..
Проведение бесед старшеклассниками уроков в начальной школе по теме : «Наномир»
Участие школьников в конференции научно -исследовательских и реферативных работ учащихся с докладами по темам: « Нанотехнологии в медицине и биологии», «Нанотехнологии и электроника»,«Нанотехнологии и информатика», «Нанотехнологии и сельское хозяйство», «Биороботы», «Качественные лекарства с помощью нанотехнологий», «Качественные продукты питания, созданные с использованием нанотехнологий»,
«Наноогород».
Экскурсия обучающихся 9-11 классов в НИИ физики ЮФУ.
Организация декады естественных наук.
Цикл научно-познавательных лекций, подготовленных учителями школы, по темам: «НАНО исследования в микробиологии», «Химия и мир НАНО», «Робототехника и новые материалы., «Медицинские биотехнологии». 9.Были проведены классные часы для учащихся 7-8 классов.
Защита научных проектов, Просмотр фильма "из коллекции" Нано-ТВ.
День опытов и экспериментов
1 сентября 2020 года - начало НАНО нового учебного года на базе региональных ресурсных центров (ЮФУ, ДГТУ), лекции по нанотехнологии в режиме онлайн. С учащимися 9- 11 класса обсуждали мероприятия, запланированные на 2020-2021 учебный год
Реализация элективных курсов по тематике проекта в 2020-2021 учебном году: Проектная деятельность на уроках физики, химии.
Нанотехнология, «Наноазбука», «Нанотехнологии в современном мире»
Автор курсов – доцент химического факультета ЮФУ,к.х.н.
Михаил Ефимович Клецкий, а также автор учебного пособия «Познаем Наномир: простые эксперименты». М., БИНОМ. Лаборатория знаний. 142 с., 2012, 2015.
Обучающиеся приняли участие в программах, размещенных в локации
«Академия»: Школа на ладони, Кафедра педагогики , Лекторий
Была организована работа с кейсами компаний-партнеров, размещаемых в локации «Бизнес-центр» в 2020-2021 г.«BIOCAD»,
«Genotek», «Intel», «Mikron», «Ulnanotech.