СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Макет

iniciativa

finanse

people front

13 марта 2020 года в МАОУ «Донская реальная гимназия №62» прошел методический семинар «Смысловое чтение как метапредметный результат образования». В семинаре приняли участие учителя начальных классов, русского языка и литературы, биологии, истории, английского языка, методисты, заместители директора общеобразовательных учреждений города Ростова-на-Дону. Семинар прошел согласно плану работы Муниципального методического ресурсного центра, статус которого имеет гимназия. В работе семинара приняли активное участие Иванова Н.Б., директор Центра модернизации общего образования РИПК и ППРО, и Печкурова О.В., методист Центра.

Семинар «Смысловое чтение как метапредметный результат образования» был проведен с целью обмена опытом работы педагогического коллектива МАОУ «Донская реальная гимназия №62» в формировании метапредметных и личностных результатов гимназистов в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и основного общего образования, а также обобщения управленческого и педагогического опыта достижения планируемых метапредметных результатов посредством технологий смыслового чтения. В ходе работы семинара решались задачи:
обсуждался опыт по формированию смыслового чтения в урочной и внеурочной деятельности гимназии; выявлены инновационные ресурсы, способствующие развитию самостоятельной аналитической и оценочной работы с информацией любой сложности; актуализированы проблемы формирования критического мышления, обеспечивающего высокий уровень исследовательской культуры обучающихся; сформулированы метапредметные результаты как целевые установки для смыслового чтения; сфокусировано внимание педагогического сообщества и управленческого корпуса на проблемах повышения качества образования посредством технологий смыслового чтения; повышение профессиональных компетенции учителя в контексте реализации технологий и приемов смыслового чтения при изучении всех предметов.
О формировании новых подходов к обучению смысловому чтению и об обеспечении преемственности в формировании метапредметных результатов на уровнях начального общего образования и основного общего образования в МАОУ «Донская реальная гимназия №62» рассказала Мякинченко Л.П., заместитель директора. Она подчеркнула роль результатов мониторинга (входной диагностики, полимониторинга, ВПР) в повышении уровня овладения обучающимися метапредметных умений, в том числе и овладения навыками смыслового чтения.
Иванова Н.Б., директор Центра модернизации общего образования РИПК и ППРО, подчеркнула, что Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования, предъявляя требования к метапредметных результатам освоения основной образовательной программы, в качестве обязательного компонента выделяет «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами». Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Смысловое чтение отличается от любого другого чтения (например, «ознакомительное» или «поиск информации») тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента, т. е. осуществляется процесс интерпретации, наделения смыслом.
Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.
Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части есть в структуре всех универсальных учебных действий:
Основные образовательные технологии, направленные на формирование навыков смыслового чтения – это технология развития критического мышления через чтение и письмо и технология продуктивного чтения.
Развитие критического мышления через чтение и письмо – «надпредметная» технология, которая решает задачи активизации познавательной деятельности обучающегося; развития культуры письма – формирования навыков написания текстов различных жанров; информационной грамотности – развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности; социальной компетентности – формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.
Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обуславливающий высокий уровень исследовательской культуры обучающихся и педагога, а также «мышление оценочное, рефлексивное», для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логическое мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах.
Данная технология является системой стратегий и методических приёмов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов, как:
1. Умение работать с уваливающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний,
2. Умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно, конкретно в отношении к окружающим,
3. Умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений,
4. Умение решать проблемы, способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность)
5. Умение сотрудничать и работать в группе, способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
Особенности технологии:
1. Школьники поставлены в ситуацию самостоятельной работы с информацией, представленной в виде текста, которую необходимо воспринять, ранжировать по новизне и значимости, творчески интерпретировать, сделать прогнозы, выводы и обобщения. Она даёт учащимся инструмент. Научает их способам самостоятельной работы с новой информацией.
2. Каждый учащийся на каждом этапе урока включен в три вида деятельности (думаю – пишу – проговариваю) и поочередно – в две формы работы: индивидуальную (думаю, пишу) и парную или групповую (проговариваю). Она учит работать в команде.
Технология продуктивного чтения направлена на формулирование собственной позиции, умения адекватно понимать собеседника (коммуникативные УУД), умения извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию (познавательные УУД), умение работать по плану, алгоритму (регулятивные УУД), формулировать оценочные суждения (личностные УУД).
Целью учебного занятия является обучение пониманию текстовой информации, выраженной в явном и неявном – текст и подтекст. В этой технологии выделяется три этапа работы с текстом:
1 – «До» чтения (просмотровое чтение) – это мотивационный этап, целью которого является прогнозирование содержания по названию, по иллюстрациям, предвосхищение чтения.
2 – «Во время» чтения (изучающее чтение) – это этап диалога учащегося с автором текста, в процессе чтения текста учащийся делает остановки и задает свои вопросы, прогнозирует предполагаемые ответы, проверяет свои ответы, тем самым вычитывает подтекст, интерпретирую точку зрения автора.
3 – «После» чтения (рефлексивное чтение) – это заключительный этап занятия, на котором учащийся формулирует главную мысль, при необходимости корректирует свои интерпретации авторской позиции.
В рамках семинара были проведены открытые уроки и мастер- классы:
1.Учитель начальной школы Балаян Э.А. провела урок во 2 классе по теме «Использование приемов смыслового чтения на уроках математики при решении задач ». Учитель на уроке использовал различные приемы способствующие осмыслению содержания текста, анализу извлеченной информации, формулированию выводов на уроках математики»;
2.Учитель русского языка и литературы Архипова Н.А. провела урок в 5 классе по теме «Мир глазами ребенка в рассказе Платонова А.П. «Никита». Учитель на уроке показал механизм развития образного мышления школьников через активную работу с текстом.
3. Учителя Стеблина И.Б. (английский язык) и Горячева И.В. (история) провели интегрированный урок в 10 классе по теме «Открытие второго фронта. Тегеран -43». Цель урока: Формирование гражданского патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну через развитие познавательного интереса и речевых навыков смыслового чтения.
4.Учителя Волкова О.В., Карнаухова И.В. провели мастер-класс для учителей по проблеме «Педагогические приемы смыслового чтения, способствующие формированию универсальных учебных действий».
Актуальность поставленной проблемы связана с тем, что Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами». Мастер- класс носил информационно-деятельностный характер. В ходе работы участники семинара были ознакомлены с технологией смыслового чтения.
Большой интерес у коллег вызвала практическая деятельность, направленная на освоение стратегий и приёмов работы с текстом рассказа Юрия Яковлева «Игра в красавицу». Участники семинара были разделены на группы и, выполняя учебные задачи, знакомились с алгоритмами работы. Опробовав предложенные способы деятельности, участники семинара пришли к выводу, что «Кластер» способствует формированию нового стиля мышления, для которого характерны гибкость, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности, а словесное рисование направлено на развитие способности к конкретизации словесных образов (воображения), «Дерево предсказаний» развивает такое важнейшее читательское умение, как антиципация, то есть умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.
Коллеги признали, что использование таких приёмов чтения, как «Чтение с остановками», «Чтение вслух», «Дневник двойных записей», эффективны на этапе чтения текста, так как помогают осмыслить содержание рассказа. Более глубокому освоению произведения Ю. Яковлева способствовал метод шести шляп, цель которого - научить детей лучше понимать особенности своего мышления, контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его с поставленными задачами с целью более эффективного использования процесса мышления при решении проблем. Подводили итог работы с помощью приёма «Фишбоун», развивающего умения учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы
На этапе рефлексии учителя составляли интеллект-карту которая развивает творческие и аналитические способности учащихся, обеспечивает приобретение навыка самостоятельной организации познавательного процесса.
Участники мастер-классов отметили актуальность представленного опыта учителей гимназии, а также доступность и практическую направленность изложенного материала. В завершение семинара проведено экспресс-анкетирование участников мастер-классов, результаты которых свидетельствуют о положительном отклике педагогов города, их заинтересованности в обсуждаемой теме и желании в дальнейшем посещать методические мероприятия, организуемые в рамках деятельности гимназии как ресурсного методического центра по реализации ФГОС.

 

Мякинченко Л.П. зам.директора
МАОУ «Донская реальная гимназия №62»

 

seminar01seminar02

seminar04

 

С 29 октября по 1 ноября 2018 года в рамках реализации проекта «Духовные истоки», вошедшего в число победителей международного грантового конкурса «Православная инициатива» по направлению «Образование и воспитание» состоялась благотворительная поездка по святым местам России: Дивногорье - город Елец-город Задонск, в которой приняли участие педагоги гимназии.
Для учителей гимназии ведущих курс «Православная культура», ОДНКНР такие поездки необходимы. Они позволяют воочию увидеть историко-культурное наследие России, познакомиться с удивительными храмами и монастырями - православными памятниками зодчества и архитектуры, неиссякаемыми источниками духовных ценностей и открыть это духовное богатство детям.
Учителя получили неизгладимые впечатления. Счастливы были посетить исторические места, связанные русским православием. Увидев старинные храмы, монастыри, получили возможность поделиться новыми знаниями и впечатлениями с учениками. Удивительные экскурсоводы вдохновенно рассказывали о святых местах. Учителя увидели историческую сокровищницу – Православный Храм в меловой горе (Дивногорье расположено в Воронежской области недалеко от города Лиски). Церковь Сицилийской иконы Божьей Матери — уникальный православный храм Свято-Успенского Дивногорского монастыря, который был заложен по велению Петра I. А Елец, с его 33 храмами? Попав в этот древний русский город, ощущаешь национальную историю, проникаешься чувством гордости за Россию. Именно Елец стал в 1395 году на пути Тамерлана. Елец ценой своей гибели, обескровленный и сожженный остановил завоевателя, закрыв собой Москву, Рязань и Новгород. В честь этой победы 1889 году возведен Воскресенский собор - удивительный памятник православной культуре. Елец, Дивногорье вошли в летопись Великой отечественной войны как места мужества и ратной славы, не склонившие голову перед врагом.
Какую удивительную монахиню Антонию мы встретили в Знаменском женском монастыре! Она не только волшебно поёт, но и замечательно рассказывает, проповедует. Очень понравилась её молитва о России. А какой богатой является история величественного Рождество-Богородицкого мужского монастыря в Задонске! Сколько полезной информации, которой нигде не найдёшь, мы извлекли из общения! Учителя получили возможность приобрести книги духовного содержания, диски с духовной музыкой, которые будут способствовать более качественному преподаванию ОДНКНР.
Поездка была очень полезна в познавательном плане. Но не только. Мы, учителя, люди, которые, к сожалению, подвержены быстрому эмоциональному выгоранию. И поездка по храмам и монастырям Задонья в большой мере способствовала нашему внутреннему успокоению. Ведь в монастырях имеется высшая сила, особая атмосфера, которая способствует просветлению.
Мы любим и чтим наши родные ростовские храмы, но посещение иных духовных мест обостряет наши религиозные чувства. Огромное спасибо за то, что мы получили возможность поклониться древнейшим чудотворным иконам, мощам святых. Невозможно передать те чувства, которые мы испытали у Сицилийской иконы Божьей Матери, у могилы великой подвижницы благочестия затворницы Мелании, а припадая к Святым мощам святителя Тихона, епископа Воронежского и Елецкого, Задонского чудотворца, мы ощутили трепетное благоговение.

divnogorie001divnogorie002

divnogorie003

 

 

14 декабря в МАОУ «Донская реальная гимназия №62» прошло заседание руководителей областных инновационных площадок по проблеме формирования внутренней оценки качества образования. Были рассмотрены актуальные вопросы организации внешней и внутренней оценки результатов в соответствии с требованиями ФГОС.

Донская реальная гимназия является муниципальным методическим ресурсным центром, поэтому встреча представителей управленческого корпуса была обеспечена практическими наработками гимназии, мастер-классами учителей, аналитическими материалами и дискуссиями о ВПР и НИКО, об измерителях текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, о школьных мониторинговых исследованиях.

Директор Безгодько Светлана Алексеевна представила спектр ресурсов оценочной системы урочной и внеурочной деятельности учителя и гимназии.

Учителя Гелемеева И.Г.,  Храпова А.А., Карнаухова И.В.,  Дёмкина Н.И. свои мастер-классы сориентировали на методическое обеспечение урока как ресурса формирования планируемых результатов: умений оперировать понятиями и знаниями, готовности учащихся к диалогу, интерпретации текста и создания смыслового рассуждения о гражданской позиции человека. Именно таких целей достигали учителя-профессионалы Волкова О.В., Горячева И.В. и Бурова М.А. на интегрированном занятии «Ленинградская симфония». Высокая степень интеллектуально-эмоциональной атмосферы занятия обострила чувство ответственности всех присутствующих за историческую память, за единение поколений.

В работе участвовали представители школ Ростова-на-Дону,  Таганрога, Новочеркасска, Веселовского, Кагальницкого и Песчанокопского районов. Организаторы мероприятия – Мякинченко Л. П., заместитель директора МАОУ «Донская реальная гимназия№62», и Иванова Н.Б., сотрудник РИПК и ППРО.

innovac01innovac02

innovac03innovac04

innovac05innovac06

innovac07innovac08

innovac09innovac10

 

В городе Ростове-на-Дону 23-25 ноября 2016 года состоялся Всероссийский конкурс «Учитель здоровья России-2016». МАОУ «Донская реальная гимназия №62» была  одной из площадок конкурса. Учителя - конкурсанты   проводили уроки и внеклассные мероприятия  на базе гимназии.

Педагогический коллектив гимназии радушно встретил участников конкурса. Администрация гимназии  познакомила  гостей с основными направлениями работы гимназии, где здоровьесберегающая деятельность является основой образовательного процесса. Гости  посмотрели учебные кабинеты, спортивный комплекс гимназии, детский городок.

valeo01

Урок химии в 10 классе  проводила Фокина Елена Федоровна  (город Рязань)  - Лауреат конкурса

valeo02

Дрожжина Мария Владимировна учитель из Новосибирской области  проводила классный час во 2 классе 

valeo03

Учитель из Санкт-Петербурга Петруль  Александр Николаевич  (Лауреат конкурса) проводил урок английского языка в 5 классе

valeo04

Филиппов Сергей Вячеславович, учитель физкультуры,  (Лауреат конкурса) проводил урок в 7 классе, где демонстрировал упражнения связанные с «финской ходьбой»

valeo05

Молодов Роман Александрович – учитель физкультуры из Липецкой области -  Победитель конкурса –первое место

valeo06

Шевченко Елена Павловна учитель из Мурманской области с учащимися 3 класса, членами жюри и учителями гимназии. Горно-лыжные шлемы – это круто!

valeo07

В МАОУ «Донская реальная гимназия №62» , муниципальном методическом ресурсном центре, 20 октября 2016 года состоялся научно-практический семинар по теме «Организация образовательной деятельности учителя и ученика по формированию универсальных учебных действий».
В работе семинара участвовали директор Центра модернизации ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО Иванова Н.Б., методист центра Немерцева Г.М., руководители образовательных учреждений Ростовской области.
Учителя гимназии показали мастер-классы по формированию универсальных учебных действий, а также продемонстрировали систему оценки планируемых результатов освоения программного материала.
На уроке математики в 4 классе по теме «Работа с информацией. 3-я столица России» (учитель Васильцова Т.Л.) ребята показали особенности работы с информацией. В рамках внеурочной проектной деятельности на осенних каникулах им предстоит путешествие в город Казань. На уроке учащиеся использовали знания по географии, истории, литературе. Они показали личную финансовую грамотность - рассчитали стоимость поездки, посещения культурных достопримечательностей Казани, показали важность разумного финансового поведения.
Элементы проектной и исследовательской деятельности учащихся были продемонстрированы на мастер-классе учителя Подмогильной О.Л. Исследования проведенные учащимися по теме «Многообразие лекарственных растений Донского края» легли в основу мини - проектов по группам. Ребята в процессе работы использовали знания по окружающему миру, характеризовали растительный мир, особенности биогеоценозов Ростовской области. Результатом их деятельности стала книга «Лекарственные растения Донского края», которая вошла в методическую копилку начальной школы.
Участники семинара познакомились с дорожной картой подготовки к проведению Всероссийских проверочных работ. Для формирования грамматических понятий у четвероклассников по русскому языку учителем Андрюха Н.И были использованы: работа с текстом, групповая работа по классификации частей речи. Задания позволили выявить уровень учебно-языкового умения учащихся классифицировать части речи и распознавать их грамматические признаки, умения выполнять анализ структуры слова, анализ текста, построения логической цепи рассуждения.
Урок «Образ Александра Невского в истории и «Житии…» был построен с использованием метапредметных компетностей учащихся. Это интегрированный урок учителей Волковой О.В. и Горячевой И.В. (литература +история) с использованием проектной, информационной технологии. В процессе урока учащиеся показали умения анализировать литературные и исторические источники, выбирать главную информацию, делать выводы, создавать духовный и нравственный портрет Александра Невского как исторического и литературного героя.
Урок литературы учителя Демкиной Н.И. «Идея христианской семьи в «Повести о Петре и Февронии Муромских» был посвящен формированию представлений о семье как нравственной основе, от которой зависит духовное и общекультультурное развитие личности и государства. Работа с текстом повести позволила учащимся продемонстрировать умение работать с информацией в процессе проектной деятельности, включать содержание обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Психолог гимназии Прошкина З.А. рассказала о проведении диагностики личностных результатов с использованием автоматизированной системы анализа и оценки личностных результатов обучающихся в урочной и внеурочной деятельности на диагностической основе. Результаты диагностики позволяют определить уровень сформированности личностных универсальных действий – внутреннюю позицию учащегося, мотивацию учебной деятельности ее ведущие мотивы, нравственно-этическую ориентацию, способность к рефлексии и др. Мониторинг личностных достижений учащихся позволяет сопровождать ученика в зоне его ближайшего развития, что позволяет учителям –предметникам, классному руководителю планировать свою работу.

S001 S002

S003 S004

S005 S006

S007 S008

S009 S010

В рамках магистерской программы «Коуч-профессионал: Коучинг в образовании» учитель истории Кемечеджиев Дмитрий Михайлович проводил активную работу с учащимися и педагогами гимназии.

 


footer

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?